Замена или расширение кабельных систем на действующем производстве, в офисном центре или на транспортном узле напоминает работу кардиохирурга: операцию необходимо провести без остановки «жизненно важных функций». Полный простой технологического цикла часто невозможен из-за колоссальных финансовых потерь. Поэтому ключевой задачей инжиниринга становится бесшовная интеграция новых трасс в сложившуюся инфраструктуру с минимальным воздействием на текущие процессы. Успех такого проекта зависит от тщательного планирования и применения специализированных решений.
Перед началом работ инженеры сталкиваются с комплексом ограничений, которые отсутствуют при проектировании «с чистого листа».
Основное и самое жесткое требование. Все операции по разводке, креплению и прокладке кабелей должны выполняться в условиях, когда рядом работают станки, движется погрузочная техника или функционируют серверы. Это накладывает строгие рамки на график, доступ к зонам монтажа и применяемые технологии (например, запрет на сварочные работы в пожароопасных зонах).
Существующие цеха и технические помещения, как правило, уже заполнены оборудованием, коммуникациями и старыми кабельными трассами. Новую магистраль приходится «вписывать» в узкие промежутки, огибать препятствия и часто монтировать в труднодоступных местах, где невозможно использовать крупногабаритную технику.
Новая система не должна нарушать целостность и несущую способность строительных конструкций. Важно обеспечить физическое разделение силовых и слаботочных цепей, как того требуют правила ПУЭ, и защиту от вмешательства в работу критически важных линий.
Преодоление этих вызовов требует гибкого подхода и использования современных инжиниринговых решений.
Наиболее эффективная стратегия — это предварительная сборка крупных модулей трассы вне зоны проведения работ. В компании «ЭТИС» благодаря современному оборудованию для лазерной и плазменной резки, гибки и сварки можно изготовить элементы сложной геометрии с высочайшей точностью. Это позволяет заранее собрать участки магистрали, которые затем будут быстро смонтированы на объекте по принципу конструктора, сводя к минимуму время disruptive-работ (нарушающих текущий процесс).
Во многих случаях нет возможности просверлить новые отверстия в несущих колоннах или перекрытиях. На помощь приходят консольные кронштейны, хомуты для крепления к существующим конструкциям (например, к трубам или фермам), а также химические анкеры, которые обеспечивают высокую прочность фиксации без необходимости сквозного сверления и создания распорных усилий, опасных для старых конструкций.
Для обхода препятствий идеально подходят гибкие металлорукава и секционные лотки с изменяемым углом поворота. В стесненных условиях, где невозможно разместить лестничный лоток, применяются низкопрофильные перфорированные или листовые лотки. Для прокладки через перекрытия без остановки производства используются готовые кабельные проходки огнестойкого исполнения.
Любая модернизация выполняется по четкому, детализированному плану-графику (календарному плану), который согласовывается со службами эксплуатации объекта. Работы разбиваются на технологические «окна» — короткие периоды, когда возможно временное отключение определенных участков. Например, прокладка новой линии может осуществляться в нерабочую смену или в технологические перерывы.
Особое внимание уделяется организационным мероприятиям: ограждению зон производства работ, обеспечению безопасного доступа и складирования материалов так, чтобы не мешать основному технологическому трафику.
Таким образом, модернизация кабельной инфраструктуры на действующем объекте — это высший пилотаж в работе инжиниринговой компании. Она требует не только глубоких знаний в области проектирования КНС, но и богатого практического опыта, умения находить нестандартные решения и выстраивать четкое взаимодействие с заказчиком. Компания «ЭТИС», обладая собственным производством и многолетним опытом выполнения таких проектов, предлагает полный цикл услуг — от обследования объекта и разработки индивидуальных решений до поставки точно подогнанных конструкций и шеф-монтажа, обеспечивая минимальное влияние на рабочий ритм предприятия.